libellule_fun (libellule_fun) wrote,
libellule_fun
libellule_fun

Бельгия. Осколки - 4

Куда-то потерялся этот раздел... Удалила, штоль, по ошибке?
ДУблирую.

Под небом голубым
Есть город золотой...
БГ


Центр вымечтанного Гента был достаточно далек от вокзала. Я заглянула в первый попавшийся трамвай и на своем улучшенном пиджин-аглицком спросила: “Center of Gent?” Pidgin-English, как показывает практика, часто понимают намного лучше – ключевые слова плюс выразительные интонации. Фрау с первого сиденья воззрилась на меня изумленно, но вот сидящий за ней дед оживился, и оживленно зажестикулировал, приглашая войти. Я плюхнулась на сиденье и задала второй сакраментальный вопрос: “How much?”, сопровождаемый потиранием тремя пальцами. Дед радостно показал на табличку “Gratig” и сообщил: «Знаешь, почему проезд бесплатный? Запомни, каждую первую субботу месяца проезд в транспорте Гента бесплатный по распоряжению муниципалитета». Ощущая невероятный сюр (Знаешь, сколько стоит дым от паровоза? Тысячу фунтов одно колечко!) и расплываясь в улыбке до ушей, я уставилась в окно. Однако попутчик не дал мне посидеть спокойно. Он принялся расспрашивать, что я делаю в Генте, сколько времени собираюсь здесь провести и, наконец, не из Великобритании ли я приехала. Последний вопрос поверг меня в дикое изумление, я с некоторым сомнением сообщила, что родом из Украины, после чего был повергнута в ступор фразой “Oh, from Ukraine? But your English is perfect!” В общем, люди, трепещите! Перед вами – великий лингвист, правда, пропадающий втуне.
На центральной площади обнаружилась пара молодоженов в шикарных подвенечных уборах, уже порядком замызганных. То ли они потерялись накануне, то ли просто сбежали от гостей и родственников...

Знаки копились в совершенно невероятном количестве. Дед жутко напоминал Питера О’Тула в роли университетского профессора. Поэтому когда после пятиминутного обзора центра города с перечислением всех достопримечательностей, которые я обязана посетить, он пожал мне руку и сообщил, что спешит в библиотеку, я просто в очередной раз удивилась тому, как причудливо тасуется колода...
Брошенная на произвол судьбы посреди центральной площади, которая почему-то называлась не Большой рынок, а Синт-Баафплейн, я в растерянности озиралась вокруг. У меня не было ни карты, ни путеводителя, а вокруг находились штук три собора, ратуша, строжевая башня... и вообще удивительной красоты средневековый город. Куда пойти, куда податься бестолковому созданию, даже не залезшему вовремя в интернет для ликбеза? Суббота, 9 часов утра, горожане и туристы еще только–только выбираются на улицы. Звон колоколов определил решение – по крайней мере, здесь открыто!
Собор, оказавшийся главной достопримечательностью Гента, носил имя святого... мнэ... сколько языков – столько вариантов: Баво, Бавона, Баафа... Кажется, по-фламандски он все же Бааф. Заложен в 1274. Перестраивался многократно.
Войдя в собор, я застыла... Готика вообще – моя слабость. А здесь – огромнейший собор, анфилада часовен, скульптуры, барельефы. Прибавьте к этому гулкую пустоту, нарушаемую лишь шагами пожилой пары да восторженным шепотом англичанина – вылитого Пьера Ришара в прикиде велосипедиста-профессионала. Утреннее солнце, высвечивающее изнутри витражи. И ромбы картин по стенам с гербами и... словом Nata или Natale в верхнем углу. Вот тут мне по-настоящему стало жутко. Видимо, мания величия свойственна мне в большей степени, чем здравый смысл. При ближайшем рассмотрении и подумав-таки головой (ну разучилась за неделю думать без тренировки) я вспомнила, что имя мое значит «рождественская, родная». Потом я с некоторым скрипом таки сообразила, что картины эти – память об известных аристократах-горожанах с указанием дат рождения (Nata) и смерти мелкими буковками. Мда... Отсюда мораль – ну, вы поняли.
Cаркофаги епископов. Белый мрамор, невероятного совершенства изваяния, где на руках видны все прожилки, а на лице – каждая морщинка... Возле некоторых из них продирает дрожь. Не знаю, почему – я не религиозна и очень сомневаюсь в святости покойных... Но я вернулась к двум саркофагам после полного круга из 25 часовен. К сожалению, мне не удалось сфотографировать их, да и в книгу они не попали.
Собор хранил картины (в том числе Ван Эйков), скульптуры, церковную утварь... В крипте – музей: расшитые парчой ризами, дароносицы тончайшей резьбы. Посреди – остатки фресок 13-14 века, трогающих своей примитивностью и искренностью. Аристократический арфист, иногда заглушаемый голосом экскурсовода. И плиты, плиты, плиты... Мозаика из надгробий.
У англоязычной группы я подслушала забавную историю. В былые времена верили, что если тебя захоронят в святом месте, душа попадет в рай. Богатые рода закупали «гробницы» в полу церкви. Для экономии места покойных укладывали штабелями – без гроба. Прикрывались эти семейные саркофаги неплотно пригнанными плитами. Догадываетесь теперь, откуда пошел обычай кадить благовониями в церкви? Простолюдины потешались над «вонючими аристократами», но деньги не пахнут – и сие безобразие продолжалось вплоть до конца 18 века. Вот вам и святой дух. Паршивый получился каламбур, конечно...
Я бродила по собору часа два. Бродила бы и еще, да только туристы уже проснулись и бодренькими группками заполонили все вокруг. Попробуйте полюбоваться кафедрой 18 века под фотовспышки и белозубые улыбки... Пришлось ретироваться, чтобы не портить впечатление. Ну и – на самом выходе – поймал меня таки какой-то американец сакраментальным «Keep you smiling!». Ворча под нос «Ну и на фик?», я выбралась снова на площадь.
Наконец-то открылась сувенирная лавочка – изящные бельгийские кружева, кичевые поделки и масса книг – в том числе и по-русски. Перевод средненький, информации мало, но много фотографий и какая-никакая карта. Оказалось, что здание, украшенное золотым драконом – Белфорт, Сторожевая башня, 13-14 век. Разумеется, я зашла – и обнаружила махонький музей на два этажа плюс круговую лестницу, ведущую на смотровую галерею. Так как в любом посещаемом городе я считаю своим святым долгом взобраться на «самісіньке нікуди», я поскакала – и на первом же этаже застыла... Из полумрака на меня уставились два железных дракона. Корявые, похожие скорее на китайских драконов-пекинесов, нежели на гибких змееподобных творений европейской фантазии. Метра по два длиной, один явно старый, истлевший, вызывающий в памяти позорные маски и орудия пыток. Второй поновее и повеселее, то ли китайский фолк, то ли мопс. Дракон – древний символ Гента, хранящий свободу и мощь города. Первый, дряхлый (по крайней мере, его скелет), был водружен на вершину башни еще в 1377 году. Он изрыгал пламя, предупреждая город об опасности. Второй – дитя прогресса, флюгер 1854 года. А теперешний золотой красавец – совсем драконенок, чуть старше 22 лет.
Город с высоты галереи – трогательно маленький пятачок красночерепичных крыш, всплески готических стрел. Я присмотрела несколько местечек поинтереснее и побежала вниз по узкой крутой лестнице - греться. Кстати, по таким ступеням намного легче взбираться наверх.
Следующим по дороге был собор святого Николая. Ну не могла же я обойти своего покровителя! История его еще раз подтверждает, что в этом мире ничто не ново – в 18 веке, во время Французской революции, его использовали как конюшню. Знакомо звучит... Внутреннее убранство церкви также не пережило иконоборцев и войн – пару пятачков цветочных фресок на потолке... А это что за стенды? Ой, мама... Стоило ехать за тридевять земель, чтобы увидеть выставку православной иконы! Насколько естественно они смотрятся в наших соборах, настолько же режут привыкший к готике глаз. Особенно на фоне сохранившихся богатых алтарей с лепниной и позолотой. Ну что же – святой Николай преподнес мне очередной сюрприз.

А дальше... Дальше – средневековая крепость, примеченная с вершины Белфорта. По пути – почти венецианский участок. Речка Лейе, каменные берега, череда островерхих домиков. Катера и лодки, первый раз за неделю русская речь в толпе туристов. Прокатиться бы, но – время не ждет, ведь в планах еще Брюссель. «Вот что я скажу вам, господин Торопыга, меня вы найдете не торопясь», - мудрый был дядька Дюма, ох и мудрый.
За поворотом – живой кадр из исторических фильмов, миниатюрный Графенкастейл, графский замок. Крепость, построенная еще в 9 веке. Таблички с краткими пояснениями – тюремная камера, яма, колодец для допросов... Музей орудий пыток – небольшой, куда ему до немецкого из Ротенбурга, но не менее жуткий от этого. «Что с человеком ни делай, он упорно ползет на кладбище».
В соседнем зале – бывшем бальном – выставка оружия. Огромные двуручные мечи с прямыми и волнистыми лезвиями, ружья с искусно изукрашенными прикладами, кинжалы и моргенштерны. Жутко хочется все подержать и попробовать – ну почему все музеи-арсеналы прячут эту красоту за стеклом?
А времени уже – начало второго. Бегом, бегом, через мост святого Михаила, краем глаза замечая то Нептуна на барочном фасаде, то деревянные резные двери, то россыпь вафель с вареньем и сливками... Кстати, знаменитые бельгийские вафли – национальное лакомство – мне так и не довелось попробовать. Вот и трамвай – назад на электричку. Прощай, древний Гент. Или еще увидимся? По твоим улочкам можно долго бродить...
Tags: байки, бельгия
Subscribe

  • Панорамы-панорамы...

    Глааз порадовать:) Оригинал по клику.

  • (no subject)

    У нас сегодня день вышиванки. На фб хорошую картинку нашла :)

  • (no subject)

    Снова хвалю Cyfrolab :) Все-таки они достаточно client oriented, можно было не переживать. После недолгой переписки книгу перепечатали, прислали.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments